


Джордж
Харрисон

Родился 25 февраля 1943 года в ливерпульском районе
Уэйвтри, откуда шесть лет спустя семья переехала в район Спек. В 1955-м, сдав
экзамены, поступил в среднюю школу. Называлась она «Ливерпульский институт»,
хотя высшего образования не давала. Тем не менее все новые и новые советские
авторы, пишущие о «Битлз», утверждают, что двенадцатилетний Джордж стал
студентом самого настоящего института, а раз так, то был вундеркиндом. Что ж,
Джордж действительно выделялся среди сверстников, но не способностями и
прилежанием, а тем, что носил модные брюки-дудочки, месяцами не стригся и дерзил
учителям.
В 1956 году родители купили ему подержанную гитару, и Джордж
довольно быстро научился не только брать аккорды, но и исполнять замысловатые
пассажи. Благодаря гитаре у него завязались сперва приятельские, а затем и
по-настоящему дружеские отношения с Полом Маккартни, который учился в той же
школе, но был на год старше.
Вскоре Джордж, его брат Пит и трое их общих
друзей образовали ансамбль «The Rebels». По составу это была типичная
скиффл-группа, однако репертуар ее с самого начала строился на американских
рок-н-роллах, в каждом из которых было по меньшей мере одно гитарное соло.
Импровизировать Джордж еще не умел и в разных песнях исполнял практически одни и
те же отработанные пассажи. В дальнейшем избавиться от штампов оказалось не
так-то просто, о чем красноречиво свидетельствуют ранние записи «Битлз».
В
1958 году Джон Леннон и Пол Маккартни пригласили Джорджа в группу «The
Quarrymen», вскоре принявшую название «Johnny and The Moondogs». Однако
коллектив в тот момент переживал кризис: часть музыкантов ушла, а стабильный
состав никак не удавалось собрать. И Джордж на время перешел в ансамбль «Les
Stuart's Quartett». В начале 1959-го группа Леннона возобновила выступления,
сменив название сперва на «The Silver Beatles», а затем на «The Beatles».
Уже
на втором альбоме квартета, «With The Beatles» (1963), Харрисон дебютировал как
композитор с песней «Don't Bother Me», которая на равных соседствовала с
композициями Леннона и Маккартни. Правда, до яркой творческой самобытности было
еще далеко. Путь к ней обозначился летом 1965 года, когда на съемках фильма
«Help!» Джордж впервые взял в руки индийский ситар, случайно оказавшийся среди
реквизита. В октябре «Битлз» использовали этот инструмент при записи песни
«Norwegian Wood (This Bird Has Flown)». Тогда Харрисон играл на нем как на
обычной гитаре, но уже в 1966 году сочинил и аранжировал специально для ситара
композицию «Love You To» — блестящий образец синтеза популярной европейской и
традиционной индийской музыки.

21 января 1966-го Джордж женился на
манекенщице Пэтти Бойд (Patricia Ann Boyd). В сентябре они вдвоем отправились в
Индию, где Джордж более месяца осваивал азы древнеиндийской философии и брал
уроки игры на ситаре у выдающегося музыканта Рави Шанкара (Ravi Shankar). В
дальнейшем Харрисон и Шанкар часто гостили друг у друга, их дружба не ослабла и
после того, как Джордж, отчаявшись, навсегда оставил попытки овладеть
мастерством игры на ситаре. Апогеем «индийского периода» в творчестве Харрисона
стала музыка к фильму «Wonderwall» (1968), в основном сочиненная и записанная в
Бомбее с участием местных инструменталистов. Фильм был посвящен внезапному, хоть
и недолгому расцвету психоделических течений в искусстве и литературе в 1967
году. (Примечательно, что поначалу музыку к этой ленте предложили написать и
исполнить ансамблю «The Bee Gees», но потом заказали Джорджу
Харрисону.)
Звуковая дорожка фильма 1 ноября 1968 года была издана отдельным
альбомом, который явился дебютной сольной пластинкой Джорджа. Впоследствии он
подобных композиций не сочинял, однако опыт общения с древней культурой,
особенно музыкальной, заметно обогатил его творчество. На двойном альбоме «The
Beatles» (1968) песня Харрисона «While My Guitar Gently Weeps», безусловно, одна
из лучших. «Битлз» записали ее в сорока четырех вариантах, партию соло-гитары
исполняли то Джордж, то Джон Леннон. Лучшим был признан двадцать пятый дубль, но
качество гитарного соло все еще не нравилось Харрисону: по его замыслу, гитара
должна была «плакать», причем натурально, без применения электронных эффектов. В
результате 6 сентября 1968 года на уже готовую фонограмму песни наложили партию
соло-гитары в исполнении Эрика Клэптона (Eric Clapton).
В этот период
Харрисон начал выступать и в качестве продюсера записей других певцов и
музыкантов, чьи пластинки выпускала основанная «Битлз» фирма «Apple Records»
(Billy Preston, Jackie Lomax, Doris Troy, Ronnie Spector).
9 мая 1969 года
вышел его второй сольный альбом, «Electronic Sounds», записанный дома и
составленный из экспериментальных композиций, исполненных на фантастическом по
тем временам инструменте — синтезаторе Роберта Муга (Robert Moog).
Ни первый,
ни второй альбом успеха не имели, и если «Wonderwall Music» занял в британской
таблице популярности хотя бы 49-е место, то «Electronic Sounds» в хит-парад
вообще не попал.
Неудачи начального этапа сольной карьеры с лихвой
компенсировал тройной альбом «Аll Things Must Pass», вышедший в ноябре 1970
года. Несмотря на небывало высокую по тем временам цену (5 фунтов стерлингов),
альбом раскупался быстро и в США за три недели стал «золотым» (то есть разошелся
тиражом 500 тысяч экземпляров; в Великобритании долгоиграющая пластинка
считается «золотой», если продано 100 тысяч экземпляров). В записи альбома
участвовали Еriс Clapton (гитара), Klaus Voorrnann (бас-гитара), Ringo Starr
(ударные), Alan White (ударные), Billy Preston (клавишные), Ginger Baker
(ударные), Gary Brooker (клавишные, вокал, из группы «Procol Harum»), Peter
Drake (гитара), Jim Gordon (ударные), Carl Radle (бас-гитара), Bobby Whitlock
(клавишные). Продюсеры записи — Джордж Харрисон и Phil Spector.
Работа над
альбомом «Аll Things Must Pass» продолжалась шесть месяцев. Наибольший успех
имела песня «My Sweet Lord», 26 декабря того же года на четыре недели
возглавившая национальный хит-парад США, а в начале 1971-го занявшая первое
место по популярности и в Великобритании. Эта же песня пять лет спустя явилась
причиной крупного скандала, когда нью-йоркский суд обвинил Харрисона в
«непреднамеренном плагиате». Оказалось, что «My Sweet Lord» чрезвычайно похожа
на песню Роналда Мэка (Ronald Mack) «He's So Fine», которая в исполнении
американского ансамбля «The Chiffons» имела огромный успех в 1963 году. По
приговору суда Джордж был вынужден заплатить крупный штраф. Еще год спустя
выяснилось, что и песня Роналда Мэка не была полностью оригинальной, а
представляла собой талантливо выполненную переработку госпела (религиозного
песнопения на евангелическую тему) девятнадцатого века «Oh! Happy Day». Однако
для Харрисона этот факт ничего не менял.
В начале 1971-го до скандала было
еще далеко, и Джордж наслаждался плодами успеха. Тираж его альбома вскоре
превысил тиражи сольных дисков Пола Маккартни «McCartney» и Джона Леннона «John
Lennon/Plastic Ono Band», вместе взятые.
1 августа музыкант оказался в центре
внимания как организатор двух концертов в нью-йоркском зале «Madison Square
Garden», сборы от которых предназначались фонду помощи Республике Бангладеш.
Вместе с Джорджем Харрисоном в концерте участвовали Bob Dylan, Ringo Starr, Eric
Clapton, Leon Russell, Billy Preston, Ravi Shankar, ансамбль «Badfinger».
Режиссер Saul Swimmer снял об этом событии полнометражный документальный фильм,
а 8 января 1972 года появился тройной альбом «The Concert For Bangla Desh» с
записью концерта. За эту беспрецедентную благотворительную акцию (в фонд помощи
Бангладеш было перечислено более 10 миллионов долларов) генеральный секретарь
ООН Курт Вальдхайм в июне 1972-го вручил ее организаторам Джорджу Харрисону и
Рави Шанкару специальные награды ЮНИСЕФ.
Очередная пластинка Джорджа, сингл
«Give Me Love (Give Me Peace On Earth)», появилась лишь в конце мая 1973 года и
предваряла выход альбома «Living In The Material World». Сингл имел крупный
успех, альбом же восторженно приняла только американская публика, в Англии он
раскупался плохо. Это отчасти объяснялось преобладанием на пластинке песен
религиозного содержания, что было привычным делом в американской рок-музыке и
абсолютно нетрадиционным в британской.
В дальнейшем для Харрисона начался
период сплошных неудач. В октябре 1974-го жена ушла от него к Эрику Клэптону.
Концерты его гастрольного турне по (США в ноябре - декабре того же года
проходили на грани провала, поскольку Джордж исполнял совершенно не то, что
хотела слушать публика.
Это было первое гастрольное турне кого-либо из бывших
членов квартета «Битлз», и аудитория на каждом концерте была настроена
ностальгически. Харрисон же построил программу на основе песен своего нового
альбома «Dark Horse», выпуск которого приурочил к окончанию турне.
Разочарованные слушатели свистели, топали ногами, скандировали названия любимых
песен из репертуара «Битлз». В конце концов Джордж был вынужден изменить
программу и включить в нее номера «по заявкам», однако все равно не угодил
публике: старые песни он исполнял в новых аранжировках, да еще импровизировал с
текстами, а этого бывшие битломаны не могли простить даже автору.
Концерты
снимались на кинопленку и записывались на магнитофон - Харрисон планировал
выпустить фильм и альбом. Весь отснятый и записанный материал пришлось сдать в
архив. Вышедший в намеченный срок альбом «Dark Horse» («Темная лошадка») едва
покупали, а в прессе даже переименовали его в «Dark Hoarse» («Темный хрип»),
поскольку вокал Джорджа на этой пластинке не выдерживал никакой критики.
Изданная отдельно песня «Ding Dong» стала первым синглом кого-либо из «Битлз»,
не попавшим в хитпарады.
В том же 1974 году Джордж основал собственную фирму
грампластинок «Dark Horse Records». Сам он до 26 января 1976-го был связан
контрактом с фирмой «Apple», поэтому «Dark Horse» первое время могла выпускать
пластинки только других исполнителей, таких, как дуэт «Splinter» (его дебютный
сингл «Costafine Town» поднялся довольно высоко в американском хит-параде), Ravi
Shankar, группы «The Attitudes» и «The Stairsteps», начавшего сольную карьеру
бывшего гитариста ансамбля «Wings» Henry McCullough.
Появившийся в октябре
1975-го новый альбом Харрисона «Extra Texture (Read All About It)»
свидетельствовал о его попытках придать композициям более коммерческое звучание
(в записи участвовали музыканты симфонического оркестра, приглашенная вокальная
группа), однако критики оценили эту работу лишь немногим выше, чем
предыдущую.
В январе 1976 года Джордж смог наконец записывать свои пластинки
на фирме «Dark Horse», которая первоначально была зарегистрирована под эгидой
компании «А&М Records», но вскоре перешла в компанию «Warner Brothers
Records», предложившую более выгодные условия сотрудничества.
Дебютом
Харрисона на собственной фирме стал альбом «Thirty-Three», вышедший в ноябре
того же года и признанный наибольшей удачей музыканта после альбома «All Things
Must Pass». Джордж вполне peaбилитировал себя в глазах публики. В одной из
лучших песен пластинки, «This Song>, он в ироничном ключе высказал свое
мнение по поводу разразившегося как раз в тот период судебного скандала вокруг
песни «My Sweet Lord». Процесс он проиграл, но решил не принимать историю близко
к сердцу, тем более что неискушенные в авторском праве поклонники полностью были
на его стороне 26 декабря он демонстративно переиздал сингл «Му Sweet Lord»,
который снова разошелся крупным тиражом. Вошла эта композиция и в появившийся в
январе 1977-го альбом-сборник лучших работ Джорджа разных лет «The Best Of
George Harnson»
В течение следующих двух лет Харрисон не выступал с
концертами и не выпускал новых альбомов. 1977 и вошел в историю рок музыки как
Год Панка и переждать его решили многие звезды. В сентябре 1978-го Джордж
женился на мексиканке Оливии Ариас (Olivia Arias), которая в 1974 году работала
в компании «А&М Records», затем перешла в лос-анджелесский офис фирмы «Dark
Horse», а вскоре стала хозяйкой в доме Харрисона. Их свадьба состоялась через
пять недель после рождения сына Dhani.
В феврале 1979-го Джордж выпустил
альбом «George Harrison», восторженно принятый как публикой, так и критиками.
Пресса назвала его лучшим в дискографии Харрисона. Изданные на синглах
наибольший успех имели песни «Love Comes То Everyone», «Blow Away», «Faster»,
«Not Guilty». Записи звучали несколько старомодно, и многие отмечали, что этой
пластинке надо было бы появиться не в конце, а в начале десятилетия, что,
впрочем, ничуть не умаляло изысканности и свежести мелодий, аранжировок и
текстов.
Примечательно, что композицию «Not Guilty» Джордж сочинил еще в 1968
году, и «Битлз», намереваясь включить ее в двойной альбом «The Beatles»,
записали 102 (!) варианта песни, однако ни одним из них не остались вполне
довольны. Теперь, одиннадцать лет спустя, песня увидела свет на сольной
пластинке Харрисона.
В 1979-м Джордж удивил всех еще одним изданием —
великолепно оформленной и вышедшей всего лишь двухтысячным тиражом
автобиографической книгой «I, Me, Mine». В ней приводился анализ каждой его
песни, причем тексты были написаны автором собственноручно и воспроизведены
факсимильно. Каждый экземпляр книги имел автограф Джорджа и стоил 148 фунтов
стерлингов.
Как это ни странно, Харрисон в своей книге ни словом не упомянул
Джона Леннона, чем вызвал бурное негодование последнего. В интервью журналу
«Playboy» Джон заметил, что тем самым Джордж хочет сказать, будто Леннон не
оказал на его жизнь и творчество абсолютно никакого влияния. «...Он не забыл ни
одного случайно встреченного саксофониста или гитариста, - говорил Джон с
горечью. - А меня в его книге нет. И это довольно обидно».
Харрисон решил
ответить на это интервью песней, но мы уже вряд ли когда-нибудь узнаем, что
именно он собирался в ней сказать: трагическая смерть Джона заставила Джорджа
уничтожить первоначальный текст и сочинить новый, исполненный ностальгии по тем
временам, когда оба они были частью «великолепной четверки», квартета «Битлз».
Так появилась композиция «All Those Years Ago», включенная Харрисоном в альбом
«Somewhere In England» и записанная с участием Пола Маккартни и Ринго Старра,
причем продюсером записи выступил Джордж Мартин. Сингл с этой песней попал в
десятки лучших по обе стороны Атлантики. В традициях музыки «Битлз» были
выдержаны и некоторые другие композиции альбома - «Unconsciousness Rules»,
«Blood From A Clone», «Save The World», «Like Itself».
Следующий диск
Джорджа, «Gone Troppo» (1982), содержал песни аналогичного плана, но значительно
уступал предыдущему. Харрисон, впрочем, и не ждал большого успеха, поэтому даже
не рекламировал пластинку.
В течение следующих четырех лет он ограничивался
тем, что писал музыку для кино, занимался делами основанной им кинофирмы
«HandMade Films». 14 декабря 1984-го он, ко всеобщему удивлению, принял участие
в сиднейском концерте группы «Deep Purple», а 15 марта 1986-го — в
благотворительном концерте в Бирмингеме, сборы от которого предназначались
местной больнице.
5 января 1987 года Харрисон наконец приступил к записи
нового альбома. Работал он в домашней студии, оборудованной в подвале его
особняка в местечке Хенли-он-Темз, графство Оксфордшир. Сопродюсером будущей
пластинки стал на этот раз Джефф Линн (Jeff Lynne) из ансамбля «The Electric
Light Orchestra».
2 ноября того же года альбом, названный «Cloud Nine»,
появился на прилавках британских магазинов. Его появлению предшествовал сингл
«Got My Mind Set On You», который в январе 1988-го возглавил национальный
хит-парад США и на целый месяц занял второе место в хит-параде
Великобритании.

Возвращение Харрисона на большую рок-сцену было поистине
триумфальным. 5 и 6 июня 1987 года он и Ринго Старр неожиданно выступили на
концертах гастролировавшего в Лондоне американского певца и композитора Принса
(Prince). Джордж исполнил песни «While My Guitar Gently Weeps» и «Here Comes The
Sun», а Ринго — «With A Little Help From My Friends». 18 декабря того же года
Харрисон завершил работу над видеоклипом песни «When We Was Fab», которую
исполнил вместе с Ринго Старром и неизвестным бас-гитаристом-левшой, выступавшим
в маске моржа из фильма «Magical Mystery Tour». 26 февраля 1988 года на
фестивале в Сан-Ремо Джорджу была вручена за эту работу высшая награда как за
лучший видеоклип года.
В марте он отправился в Лос-Анджелес, где участвовал в
записи сольных альбомов Тома Петти (Tom Petty) и Роя Орбисона (Roy Orbison), а
также сингла Дела Шеннона (Del Shannon). Тогда же Харрисон, Петти, Орбисон,
Джефф Линн и Боб Дилан объединились в студийный ансамбль «The Traveling
Wilburys» и начали записывать совместный альбом «The Traveling Wilburys: Volume
One».
Альбом появился в октябре и имел крупный успех, омраченный, однако,
смертью Роя Орбисона 6 декабря.
3 января 1989 года в интервью американской
телекомпании «MTV» Харрисон заявил, что скоро намерен вновь покинуть большую
сцену. Тем не менее в марте он снялся в видеоклипе Тома Петти, в июне участвовал
в бирмингемском концерте Боба Дилана, в ноябре - в лондонском концерте Эрика
Клэптона.
OniElecronicsCorp© 2010г. Все права защищены.